ru.wikipedia.org; see also.
image (not from entry) from
Материал из Википедии — свободной энциклопедии [JB note: an English-language "translation" of the below article at]
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 7 правок.
Публи́чная диплома́тия (англ. public diplomacy) — комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов.
Термин «публичная дипломатия» не является синонимом термина «открытая дипломатия», которая касается характера дипломатического поведения государства на международной арене (от "открытости" (Сингапур) до "замкнутости"(КНДР)).
Публичная дипломатия — действия, направленные на строительство долгосрочных отношений, защиту целей национальной внешней политики и лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путём изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и воздействия на тех, кто это мнение формирует. Публичная дипломатия в основном нацелена на массовую аудиторию. Она исходит из того предположения, что общественное мнение может оказать значительное влияние на свои правительства и на политические системы. Любой вид публичной дипломатии направлен на определенную аудиторию, использует соответствующий этой аудитории язык и образы. Именно это позволяет ей достичь намеченных политических целей.
Публичная дипломатия преследует цель расширения диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами. Это предполагает активный международный обмен, создание информационных программ, пропаганду своей культуры.
Термин "публичная дипломатия" - это один из способов влияния на мнение и поведение населения зарубежных стран. Публичная дипломатия США может быть традиционной и так называемой цифровой (digital diplomacy). До появления сети Интернет, публичная дипломатия США включала в себя такие программы воздействия на другие государства как: информационную пропаганду, осуществляемую через радио и телевидение; обучение отдельных социально-профессиональных групп населения с целью формирования лояльной элиты и распространение американской политической культуры посредством выставочной деятельности, кино и т.д. Распространение сети Интернет сделало возможным оказывать влияние на зарубежную аудиторию посредством следующих методов: размещение радио и телепередач в сети Интернет, распространение литературы о США в цифровом формате, мониторинг дискуссий в блог-пространстве зарубежных стран, создание персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, а также рассылка информации через мобильные телефоны.[1]
Другим примером публичной дипломатии может служить "панда-дипломатия" - инструмент международных отношений, применяемый КНР для налаживания отношений с иностранными государствами и решения других международных задач. В контексте китайского политического дискурса следует отметить различие между терминами "народная дипломатия" и "публичная дипломатия". По словам министра иностранных дел Китая Яна Цзечи, китайская дипломатия является народной дипломатией, а народ - источником мудрости для усилий Китая в сфере публичной дипломатии.[2] Инструменты народной дипломатии активно используются во внешней политике КНР. К примеру, значимой считается ее роль в реализации грандиозной китайской инициативы - концепции «один пояс и один путь». Одним из связующих элементов ее идеи считаются народные связи, развитие которых призвано обеспечить поддержку проекту, сформировать правильное понимание его целей и выгоды для всех участников в зарубежных обществах. Именно это является задачей народной дипломатии Китая.[3]
Содержание
[скрыть]Публичная дипломатия США[править | править вики-текст]
В Америке с конца 70-х годов очень активно вели работу по непосредственным связям с общественностью, созданы многие органы и посты. Пропаганда, благодаря новым технологиям (телевидение, радио), превратилась в ключевое средство ВП. Восприятие политики одного государства общественным мнением других стран играет все большую роль. Сфера деятельности публичной дипломатии предполагает все более активное подключение общественного мнения, неправительственных институтов и отдельных граждан к дискуссии по проблемам международной политики. Во многом успех на мировой арене политики и внешнеэкономических проектов государства обеспечивается уровнем информационных систем.
Публичная дипломатия России[править | править вики-текст]
О публичной дипломатии в современной России заговорили в 2000-е годы. Необходимость «доведения до широкой мировой общественности объективной и правдивой информации о России и её позициях по основным международным проблемам» впервые упоминается в Концепции внешней политики Российской Федерации 2000 г. в разделе «Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности»[4].
Однако сам термин «публичная дипломатия», появляется гораздо позже, на страницах обновленной версии Концепции от 2008 г.[5] согласно тексту документа:
В обновленной версии Концепции от 30 ноября 2016 года встречается только понятие "общественная дипломатия", которое упоминатеся в контексте международного культурно-гуманитарного сотрудничества и развития диалога между российским научно-экспертным сообществом и иностранными специалистами.[6]
Для реализации задач, обозначенных во внешнеполитической доктрине страны, создаются новые и восстанавливаются старые инструменты публичной дипломатии.
Так в 2005 г. начинает работу Russia Today - первый российский круглосуточный информационный канал зарубежного вещания. Новый канал был призван "отражать российскую позицию по главным вопросам международной политики" и "информировать аудиторию о событиях и явлениях российской жизни"[7]. В настоящее время RT имеет 22 бюро в 19 странах, канал доступен свыше 644 миллионам человек в более чем 100 странах мира[8]. Вещание ведется на английском, арабском и испанском языках. В ближайшее время планируется запуск канала на французском языке[9]. По мнению российского исследователя публичной дипломатии Алексея Долинского создание телеканала RT стало « наиболее известным, зримым и, безусловно, символичным действием в сфере развития современной российской публичной дипломатии».
Еще одним проектом в области СМИ в рамках публичной дипломатии России стал запущенный в 2007 г. проект «Российской газеты» Russia Beyond the Headlines[10] . Проект представляет собой публикацию ежемесячных приложений о России на иностранных языках совместно с ведущими мировыми печатными изданиями. Партнерами «Российской газеты» в этом проекте являются The Washington Post, The Daily Telegraph, Le Figaro, La Repubblica, El Pais (Spain), а также ведущие газеты Аргентины, Болгарии, Бразилии и Индии. Целевой аудиторией данного проекта российской публичной дипломатии являются высокообразованных, материально обеспеченных, социально активных граждан, которые и представляют основную читательскую аудиторию влиятельных национальных газет. По данным сайта «Российской газеты» совокупная аудитория приложений составляет более 33 млн. чел[11].
Очередным примером активизации публичной дипломатии России стало создание указом президента России Владимира Путина от 9 декабря 2013 года[12]Международного информационного агентства "Россия сегодня". Медиагруппа МИА «Россия сегодня» стала крупнейшим российским производителем информационных продуктов, ориентированных на международную аудиторию, деловое сообщество, государственные структуры и простых пользователей[13]. 10 ноября 2014 г. медиагруппой был запущен самым масштабным медиапроектом российской публичной дипломатии - мультимедийная группа Sputnik[14]. Sputnik (sputniknews.com) — новостное агентство и радио с мультимедийными информационными хабами в 34 странах мира, осуществляющим вещание более чем на 30 языках мира[15]. Главная цель проекта « показывать многополярный мир, где у каждой страны есть свои национальные интересы, культура, история, традиции»[16]. По словам генерального директора МИА "Россия сегодня" Дмитри Киселёва «Sputnik рассчитан на ту аудиторию, которая устала от навязчивой пропаганды однополярного мира и нуждается в альтернативной точке зрения»[14].
Развитие институтов российской публичной дипломатии проходит не только в сфере СМИ, так в 2007 г. «В целях популяризации русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры»[17] был создан фонд "Русский мир". Фонд занимается поддержкой общественных организаций и НКО, образовательных и научных учреждений предметом деятельности которых являются исследования русского языка, создание программ изучения русского языка и литературы. В рамках этой работы Фонд предоставляет гранты российским и иностранным некоммерческим организациям[18]. При поддержке фонда в партнёрстве с ведущими мировыми образовательно-просветительскими структурами в 45 странах мира открыты и функционируют «Русские центы»[19].
Одной из крупнейших российских организаций, работающих в сфере публичной дипломатии является, созданное в сентябре 2008 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315[20] Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). В компетенцию Россотрудничества входит достаточно широкий спектр областей публичной дипломатии. Это работа по продвижение российского образования (С 2014г. агентство стало оператором программы по отбору иностранных граждан для обучения в России[21]) работа с НКО, работа с соотечественниками, программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию т.д. Агентство имеет свои представительства в 80 странах мира[22].
Для более активной работы российских НПО в сфере международного сотрудничества, а так же с целью интенсифицировать международную деятельность отечественных институтов гражданского общества Распоряжением Президента России № 60-рп от 2 февраля 2010 г. был создан Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова[23]. Главной задачей Фонда является работа непосредственно с отечественными и зарубежными НПО, которые представляют собой одного из основных акторов публичной дипломатии. Фонд оказывает материальную и информационную поддержку мероприятиям в сфере публичной дипломатии, является основным грантодателем в сфере публичной дипломатии в России, так же реализует собственные проекты как на территории России, так и за рубежом[24].
Что касается восстановления ранее существующих (во времена СССР) институтов публичной дипломатии, то здесь стоит отметить работу в сфере популяризации получения образования в России. Ежегодно происходит увеличение квот на обучение иностранных граждан в России, в 2014 г. цифра составила 15 тыс. человек (на 50% больше, чем в 2013г.)[25]. На 2016 г. количество бюджетных мест для иностранных граждан планируют увеличить до 20 тыс. человек[21]. По утверждениям сторонников увеличения квот, «обучение иностранцев в России необходимо для "формирования пророссийских национальных элит", которые смогут "более эффективно продвигать российские интересы, в том числе долгосрочного характера"[21].
Несмотря на довольно большое количество организации, которые занимаются публичной дипломатией, и постоянно увеличивающееся финансирование данной сферы со стороны государства[26], в адрес публичной дипломатии России звучит немало критики.
Во-первых, несмотря на то, что во многом был проделан долгий и сложный путь в понимании инструментов и механизмов работы публичной дипломатии, на сегодняшний момент в России до сих пор не существует единого органа, координирующего работу в сфере публичную дипломатию в целом. В связи с этим часто между различными организациями происходит дублирование функций, при том, что многие вопросы остаются нерешенными и не понятно к чьей компетенции они принадлежат.[27]
Так по словам Натальи Бурлиновой бывшего программного директора Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, а ныне директора Центра поддержки и развития общественных инициатив "Креативная дипломатия":
Во-вторых, отсутствует единый документ, концептуализирующий работу в сфере публичной дипломатии, нет четко выставленных целей и задач в данной сфере, что автоматически делает невозможным оценку, той работы, которая ведется на данном этапе[27][28]
В-третьих, по утверждению исследователя публичной дипломатии Долинского в России наблюдается «нехватка специалистов в сфере публичной дипломатии, потому что их не готовят российские университеты, и нет системы обучения на рабочих местах». Поэтому, многие специалисты в данной сфере попросту не до конца понимают отличие классической дипломатии от публичной, не знают основных особенностей работы механизмов и институтов последней. Здесь необходимо отметить и возникающую терминологическую путаницу в экспертной среде и у практиков. Часто она возникает из-за не совсем удачного перевода английского термина «public diplomacy» на русский как «публичная дипломатия», так как public означает не только публичность. У него имеется другие значения - общественный, государственный. Некоторые исследователи считают правильным вариант «общественная дипломатия» или «народная дипломатия», другие, указывая на устоявшийся статус сочетания «публичная дипломатия», говорят о взаимозаменяемости вышеназванных понятий.[29] Названные противоречия в российском исследовательском дискурсе, по мнению исследователей, в последнее время решаются путем молчаливого признания взаимозаменяемости терминов "публичная дипломатия" и "общественная дипломатия"[JB emphasis].[30]
В-четвертых, практически все организации и работающие в сфере публичной дипломатии в России являются подведомственными структурами МИДа или других государственных органов власти, что в немалой степени затрудняет их работу с мировым сообществом. Зарубежные НПО неохотно идут на контакт с прогосударственными структурами, а причастность государства к СМИ негативно сказывается на их имидже, создает впечатление пропагандисткой структуры[31].
Еще одной проблемой, по мнению эксперта Лукина[31], является отсутствие у России так называемой «мягкой силы». По его слова, «мягкая сила» «подразумевает прежде всего наличие ценностей, высокого уровня благосостояния и открытости, а также привлекательного примера, которому хотят следовать, а уже затем - умение их выгодно подать зарубежной общественности»[31]. На сегодняшний момент Россия не может предложить миру ничего привлекательного, для западной общественности она остается авторитарной, коррумпированной страной, с крайне низким сервисом живущее за счет экспорта энергоносителей. Такие условия крайне затрудняют работу отечественной публичной дипломатии и во многом являются одной из важнейших причин её слабой результативности.
Публичная дипломатия на пространстве ЕАЭС[править | править вики-текст]
Самым активным актором публичной дипломатии на пространстве ЕАЭС является Российская Федерация.Однако ресурсы публичной дипломатии используются и другими странами данного объединения.
Так, Армения в реализации своей публичной дипломатии опирается на работу с армянскими диаспорами. Такая политика, сохраняя исторические связи армян с родиной, проводится и для обеспечения публичной поддержки внешней политики Армении в конкретном зарубежном обществе. В пользу значимости данного направления взаимодействия говорит учреждение Министерства диаспоры Республики Армении под общим руководством президента страны в 2008 году.[32]
В белорусском исследовательском дискурсе используется термин "народная дипломатия". Во внешней политике страны ее роль традиционно высока в укреплении белорусско-российских союзнических отношений. Одним из важных форматов считается регулярные встречи представителей породненных городов.[33]. Другими примерами использования публичной дипломатии в белорусской внешней политике можно считать проведение круглых столов по вопросам использования потенциала парламентской дипломатии и по перспективам евразийской интеграции. Необходимо отметить и появление профильных экспертных публикаций.[34] [35].
Информационно-разъяснительная работа[править | править вики-текст]
Информационно-разъяснительная работа — деятельность, целью которой является распространение информации о собственной стране, о жизни её людей, а также разъяснение внешнеполитического курса её правительства и предпринимаемых им внешнеполитических акций, разоблачение инсинуаций, распространяемых враждебной пропагандой.
См. также[править | править вики-текст]
- Дипломатия
- Дипломатическая переписка
- Дипломатические информационные материалы
- Энергетическая дипломатия
- Цифровая дипломатия
Ссылки[править | править вики-текст]
- Журнал "Дипломатика". Интернет-журнал об общественной дипломатии.
- "Общественная дипломатия" НАТО. Статья А.Рогозина, http://molpalata.ru - 05.12.2008
Примечания[править | править вики-текст]
- ↑ Цветкова Н.А. Программы WEB 2.0. в публичной дипломатии США // США и Канада: политика, экономика и культура, 2011, № 3
- ↑ Евдокимов Евгений. «Народная дипломатия». Массовость как феномен китайской внешнеполитической пропаганды // Вестник МГИМО Университета, № 3, 2011
- ↑ Бахриев Б.Х. Публичная дипломатия в современном исследовательском дискурсе // Вестник ТГУПБП. Серия обществен. наук. 2017. №1(70)
- ↑ МИД России | 07/10/2000 | КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. archive.mid.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Концепция внешней политики Российской Федерации. Президент России. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.)
- ↑ Имидж России собираются улучшить при помощи нового телеканала. lenta.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Телеканал RT. РИА Новости. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Глава RT France рассказал AFP о выходе канала на французский рынок. RT на русском. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Company. rbth.com. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Russia Beyond The Headlines — Abous Us. www.rg.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Указ о мерах по повышению эффективности деятельности государственных СМИ. Президент России. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ МИА «РОССИЯ СЕГОДНЯ» | РИА Новости. ria.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ 12 МИА Россия сегодня запустило международный мультимедийный бренд Sputnik. RT на русском. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ МИА «РОССИЯ СЕГОДНЯ» | РИА Новости. ria.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Sputnik International. sputniknews.com. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации о создании фонда «Русский мир». russkiymir.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Положение о грантах. russkiymir.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Каталог Русских центров. russkiymir.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 06 сентября 2008 г. №1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» | Россотрудничество. rs.gov.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ 12 3 Елена Киселева, Александр Черных Россия наращивает импорт студентов // Газета "Коммерсантъ". — Вып. 73. — С. 1.
- ↑ Представительства в мире | Россотрудничество. rs.gov.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.02.2010 г. № 60-рп. Президент России. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Деятельность - Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. gorchakovfund.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ В российских вузах вдвое увеличили квоты для иностранных студентов (ru-RU). Interfax.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Публичная дипломатия России: практика и проблемы становления. www.molpalata.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ 12 Долинский А.В. СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ.
- ↑ Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна России?. russiancouncil.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Лукин А. Публичная дипломатия. Журнал «Дипломатический ежегодник – 2012».URL: http://www.igpi.ru/bibl/other_articl/public-diplomacy_lukin.pdf
- ↑ Бахриев Б.Х. Публичная дипломатия в современном исследовательском дискурсе // Вестник ТГУПБП. Серия обществен. наук. 2017. №1(70)
- ↑ 12 3 Публичная дипломатия (№3-2013). dipacademy.ru. Проверено 17 октября 2015.
- ↑ Боришполец К.П. Публичная дипломатия на пространстве ЕАЭС: осмысление феномена и тенденций развития//Вестник МГИМО Университета", №: 5 (44) 2015.
- ↑ Лукашенко: Народная дипломатия сыграла огромную роль в сближении Белоруссии и России.URL: belarus.regnum.ru/news/1593668.html
- ↑ Прейгерман Е. Белорусская дипломатия. Общественное задание Владимиру Макею. URL:http://liberalclub.biz/?p=12657-04-09-2012
- ↑ Коренев Е.С. Общественная дипломатия НАТО на постсоветском пространстве. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/133/4173
No comments:
Post a Comment